Почему награды за лучший сценарий ничего не значат для игр

0
298

11 января Гильдия сценаристов США опубликовала список номинантов премии за лучший сценарий. С 2009 года помимо фильмов и сериалов в списке появилась категория игр, и с тех пор гильдия ежегодно награждает выдающихся писателей игровой индустрии. В этом году список претендентов пополнило всего четыре игры: Dishonored: Death of the Outsider, Horizon: Zero Dawn, Futurama: Worlds of Tomorrow и… Madden NFL 18: Longshot. Выбор кажется более чем странным. Мы разобрались в истории премии, и объясняем, почему за награду сценаристов борется спортивный симулятор.

Как ни странно, но все началось в Голливуде в середине прошлого века, когда улицы Лос-Анджелеса наполняли гудящие звуки джаза. В 1949 году уже существовала гильдия сценаристов США, но она страдала от снисходительного отношения коллег по кинопроизводству. Тогда кому-то, о ком все уже давно забыли, пришла в голову идея — создать собственную премию. Это предложение всколыхнуло воображение писателей, и те с живостью его подхватили. Все было решено так быстро, что первое собрание состоялось уже 23 июня того же года. Сценаристы собрались в холле отеля Bel-Air скорее для дружеской беседы, чем для чествования собственных достижений. Гости налегали на выпивку, и разговоры становились все более развязными. В итоге собрание походило больше на вечеринку студентов, чем на съезд профсоюза. Участники быстро объявили победителей в четырех категориях: лучшая комедия, драма, вестерн и мюзикл, и продолжили веселиться. Главное, что всем понравился формат, и прощаясь, писатели договорились повторить конференцию в следующем году.

Почему награды за лучший сценарий ничего не значат для игр

Повторное собрание обещало затмить первое еще до своего начала. На сей раз организаторы арендовали отель Beverly Hills, поражающий роскошью и красотой. Все пространство холла занимали стулья, которых все равно не хватало. О наградах, а тем более об участии, пришедшие заботились еще меньше чем в прошлый раз. Посетители смеялись, подшучивали над собой и той индустрией, в которой работали. Тогда же комик Граучо Маркс рассказал шутку, которая многим запомнилась на долгие годы: «За каждым великим сценаристом стоит женщина. А за ней стоит жена сценариста». Словом, награда превратилась в балаган и служила отдушиной для многих авторов.

Почему награды за лучший сценарий ничего не значат для игр

Так продолжалось пять лет, отчего организаторы даже ввели платный банкет для привилегированных гостей, вход на который стоил десять долларов, но и это не остановило повального притока новых участников. Репортер The Los Angeles Times писал, что «билеты на награду сценаристов одни из самых распродаваемых в городе». Однако со временем, когда церемония начала конкурировать с «Оскаром», ее этикет становился все более светским. Мужчины утюжили костюмы, а дамы подбирали платья, чтобы показать нарядом свой статус. И чем официальнее становилась церемония, тем больше из нее исчезала дружеская ирония и дух бунтарства, пока наконец она не превратилась в подобие «Золотого глобуса».

Почему награды за лучший сценарий ничего не значат для игр

Тем не менее она продолжала разрастаться и сейчас в ней шесть категорий, включая видеоигры. Последние дебютировали в 2009 году, когда победителем стал экшен от LucasArts — Star Wars: The Force Unleashed. Этот факт кажется подозрительным, учитывая, что в тот же год вышли такие хиты, как Dragon Age: Origins и Assassin’s Creed 2. Последующие годы тоже не отличались избирательностью: за почти десять лет существования категории победителями становились игры Naughty Dog или серия Assassin’s Creed (исключая двух финалистов). Объяснить такую тенденцию просто, если знать, какие требования к заявкам предъявляет жюри. 

Во-первых, сценаристы должны сами инициировать свое участие. Гильдия занимает очень пассивную позицию: она никого не тащит участвовать за уши, но и не приглашает.

Во-вторых, подавать заявление вправе только члены гильдии. Те же, кто не принадлежит к ней, автоматически выбывают из гонки. 

В-третьих, сама гильдия держится на таких львах и львицах Голливуда, как Уильям Голдман («Вся президентская рать») и Кэлли Хоури («Нэшвилл»), которые в силу возраста больше оглядываются назад, чем смотрят вперед. Поэтому не удивительно, что в соревновании участвуют не самые известные претенденты. 

Однако список британской академии сценаристов (BAFTA) иной. В нем нашлось место куда более подходящим претендентам: Battlefield 1, Hellbalde: Senua’s Sacrifice и Subsurface Circular. Неужели консервативные и чопорные британцы — более продвинутые судьи?

Почему награды за лучший сценарий ничего не значат для игр

На самом деле нет, но у них действует такое же правило, что и у американской гильдии: участвовать могут только члены самой гильдии. А поскольку туманный Альбион несравнимо меньше континента, на котором простирается США, то и вступить в профессиональное сообщество намного проще. Зато действует другой немаловажный пункт в договоре: все члены гильдии обязаны оплачивать годовой абонемент, который и обеспечивает им членство. Стоимость абонемента может разниться от 198 фунтов в год до двух тысяч (15–152 тыс. рублей). Такое правило обусловлено историей клуба. Британцы, в отличие от американцев, страдали не от насмешек, а от недостатка денег. Подобие профессионального союза у них сложилось еще в 30-х годах прошлого века, но тогда лишь 70% участников платило необходимые взносы, поэтому руководители создали награду, получить которую могли лишь те, кто внес оговоренную плату. Таким нехитрым способом они пытались поддержать клуб сценаристов на плаву и арендовать помещение приятнее затхлого и обшарпанного подвала, в котором они собирались.

Последнего победителя британской гильдии объявили 15 января, им стала игра студии Ninja Theory — Hellbalde: Senua’s Sacrifice, но не стоит считать выбор жюри неопровержимой истиной. История обеих гильдий наглядно показывает, какими меркантильными целями, порой, руководствуются люди искусства, провозглашая награды и конкурсы, только для того, чтобы выжить в современном мире. Поэтому можно не удивляться присутствию Madden NFL 18 в списке номинантов. К тому же американская гильдия, состоящая сегодня в основном из старожилов, явно отстает от прогресса, не осознавая, с какими революционными изменениями имеет дело, а значит признания игровой драматургии «большими шишками» в ближайшей перспективе мы не дождемся. 

Но мы-то с вами и так знаем, какие захватывающие истории нам порой дарят игры, правда? Давайте решим: нужно ли геймерам признание «вышестоящих»?
Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии